2021-01-15
Применение в работе организации разработанной документации системы менеджмента качества – заключительный крупный шаг во внедрении СМК. Стандартно он проводится одновременно с разработкой самой документации в виде серии итераций, позволяющих постепенно прийти к идеальному варианту.
Внедрение СМК производится после аудита действующей системы работы предприятия и разработки новых, оптимизированных техпроцессов, зафиксированных в итоговом документе – руководстве по качеству. Непосредственно процедура внедрения сводится к вводу системы задокументированных процедур, идеальных с точки зрения ГОСТов (в частности ISO 9001), в постоянное использование, то есть, к непосредственному изменению привычной последовательности действий сотрудников.
Основной стандарт при разработке новой оптимальной системы менеджмента качества – ИСО 9001. В соответствии ним на всех этапах используется так называемый процессный подход, требующий четкого определения и документальной фиксации производственных процессов. Часто фиксация производится в виде карт процессов – это наиболее оптимальный и понятный для конечного пользователя вариант.
В каждой карте фиксируется:
Использование карт позволяет, во-первых, существенно снизить общий объем документации. Во-вторых, – соблюсти необходимую детальность процесса. Проще говоря, сделать описание каждого отдельного пункта карты подробным настолько, чтобы исполнитель, в том числе новый сотрудник, в дальнейшем мог четко понять алгоритм действий на рабочем месте.
Как уже было отмечено выше, интеграция карт процессов производится постепенно, итерациями. Порядок действий сотрудника меняется вместе с разработанной картой, после чего оцениваются ключевые показатели, например, время выполнения и общая продуктивность. В случае неудовлетворительных результатов (или потенциальной возможности улучшить их) производится дополнительная проработка карт и их повторное применение на практике.
Главная проблема внедрения СМК на уровне работников – столкновение с их реакцией на происходящие изменения, которая в большинстве случаев носит негативный характер. На этом этапе крайне важно найти тонкий баланс, который позволит:
Этого можно добиться путем получения поддержки со стороны руководства предприятия, а также грамотным подходом к обучению исполнителей.
Его суть – донесение до каждого работника роли и целей каждого звена в работе общей системы управления качеством и в итоговой продуктивности компании, а также важности следования созданным инструкциям, то есть, поддержания работоспособности СМК.
Непосредственно обучение может быть организовано разными способами:
Поскольку основная цель внедрения СМК – получение сертификата ИСО, после обучения штата компании и введения окончательно утвержденных карт процессов в эксплуатацию работы в этом направлении не завершаются. После этих процедур предприятие должно некоторое время функционировать по введенным картам процессов и установленным алгоритмам. Это нужно для окончательной «подгонки» Системы, сопровождающейся финальным внесением изменений в документацию.
После этого на основании официального приказа руководства сформированной командой аудиторов проводится финальная проверка – так называемый внутренний аудит, в рамках которого исполнители заполняют специально подготовленные опросники и проходят аудитные беседы. Эти мероприятия необходимы для того, чтобы окончательно убедиться в исполнении сотрудниками своих обязанностей в соответствии с принятыми картами процессов. Также аудиторы проверяют доступность документации СМК для конкретных работников. Выявленные несоответствия (включая незнание или неисполнение инструкций) вносятся в протоколы. Завершается проверка составлением отчета об аудите, который подписывается ведущим аудитором и предоставляется руководству предприятия.
На основании отчета ведущий аудитор вместе с ответственными лицами из подразделений разрабатывает ряд корректирующих работ, призванных устранить обнаруженные нарушения. После их устранения производятся дополнительные проверки, а в плане корректирующих действий и протоколах проставляются соответствующие отметки. И только тогда, когда все недочеты будут устранены, организация может подавать заявку на прохождение сертификационного аудита.
После его окончания внедрение СМК на предприятии можно считать завершенным, однако сама Система в обязательном порядке должна поддерживаться в рабочем состоянии. Убедиться в этом помогают внутренние аудиты и наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации.